Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Жостовский поднос»

Тема ОД: «Жостовский поднос».

Цель: Создать условия для формирования представления о богатстве и разнообразии жостовского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Задачи:

Образовательная:

- Продолжать знакомить с искусством жостовского промысла, учить самостоятельно, выполнять элементы росписи.

Развивающая:

- Развивать чувство цвета, чувство ритма, умение красиво располагать узор на объемной форме.

Воспитательная:

- Вызывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

 Виды деятельности: изобразительная деятельность, двигательная, коммуникативная

 Формы организации: групповая, индивидуальная.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением жостовской росписи; документальный фильм «Жостовская роспись»; таблица с изображением элементов росписи; заготовки для росписи (подносы); гуашь, кисти, салфетки, непроливайки с водой.

Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.

Ход ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся страна наша - земля мастеров. Все может человек, превратить дерево в терем, камень - в украшение, глину – в посуду или затейливую игрушку, железо – в подносы и самовары, необычайной красоты.

Жил да был на свете мастер. Он был очень трудолюбив и делал изумительные подносы. И вот случилось чудо, принес как – то ветер к его избушке два цветка. Один с северной стороны, а другой с южной.

Пригляделся мастер к цветам, а они были необычайной красоты.

- Какой цветок относится к южной стороне?

- А какой к северной?

Посадил цветы мастер у себя дома. Но не знал, что они были волшебные. В первую же ночь, уснул мастер, цветы превратились в девиц – мастериц на все руки. И пока мастер спал, мастерицы расписали все его подносы.

А под утро снова превратились в цветы. Проснулся мастер и чуду надивиться не может. Кто же так поработал? Но заметил, что на листьях у цветов осталась краска и догадался кто ему помог.

Попросил мастер у цветов, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Взмахнули они своей шапочкой – разлетелись их лепестки и тут же превратились в яркие узоры на подносах невиданной красы. Цветы сотворили чудо, и разлетелись в разные стороны, а память о них осталась.

Ответы детей.

Ответы детей.

 

- Ребята, посмотрите, в нашей группе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

- Ребята, а давайте посмотрим, какие лепестки обронил красный цветок, а какие голубой?

- Смотрят люди на подносы и сами создают красоту.

- Ребята, а какие цветы вы здесь узнали?

- Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

- Правильно! Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого и синего цветов.

- А как украшены подносы?

- Ребята, а как называется роспись, которой украшены подносы?

- Правильно, ребята - Жостовская роспись.

- Давайте, мы познакомимся с жостовской росписью поближе.

Дети рассматривают иллюстрации жостовской  росписи

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

II. Основная часть

Показ документального фильма «Жостовская роспись»

Дети смотрят фильм.

- Ребята, даже композитор Пётр Ильич Чайковский, используя нежные интонации, сочинил музыку «Вальс цветов».

Звучит музыка «Вальс цветов»

- Какое настроение у вас появилось, глядя на эти подносы и слушая музыку?

- Что бы вам хотелось сделать?

Физкультминутка «На лужке»

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы — ручейки,

Побежим вперегонки,

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

Раз, два — вперед нагнуться!

Три, четыре — быстрей чуть-чуть!

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вдохнуть.

Раз, два — назад прогнуться,

Три, четыре - взмах руками, ноги шире!

Раз, два, три, четыре, пять!

Стали бегать и скакать

Ответы детей

Ответы детей

Взялись за руки, построились в круг

Ходьба по кругу

Бег по кругу

Ходьба по кругу

Наклоны вперед

Поднимаются на носки

Глубокий вдох

Прогнулись, руки вверх

Махи руками

Прыжки на месте

Немало надо потрудится, чтобы так изящно расписать поднос. В рисовании жостовского букета есть свои правила:

Красивый букет начинают с большого цветка, на маленьком подносе он один, на большом несколько.

Затем добавляют цветы поменьше и другого цвета; бутоны, листья.

Последними наносят мелкие детали, которые прорисовываются тонкой кистью: травинки, мелкие цветы, оживка, кайма.

А теперь познакомимся с Азбукой кистевых мазков:  плоский мазок, «запятая», «зигзаг», «в плоскости»

Дети выполняют мазки на бумаге.

Ребята, мастер не успел расписать подносы. Мы поможем ему?

Но для начала, подготовим наши пальчики.

Ответы детей

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,              

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки –              

Красоту их вижу.                      

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.                      

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.              

Кисти рук находятся в исходном положении.

Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон.

Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.

 Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. 

Воспитатель раздает заготовки подносов.

- На своих подносах, ребята, попробуйте нарисовать элементы росписи, которые вам понравились.

Самостоятельная работа детей

По мере надобности воспитатель помогает, советует как сделать лучше и правильнее.

- Какие вы все молодцы! Все старались! У вас получились красивые подносы!

Дети показывают свои подносы

III. Заключительная часть

- Молодцы ребята, все постарались, теперь и наши подносы будут украшать нашу группу.

- А теперь давайте еще раз вспомним как мы с вами расписывали поднос

 

Ответы детей

21 октября 2024 в 19:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.