|
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Жостовский поднос»
Тема ОД: «Жостовский поднос».
Цель: Создать условия для формирования представления о богатстве и разнообразии жостовского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
Задачи:
Образовательная:
- Продолжать знакомить с искусством жостовского промысла, учить самостоятельно, выполнять элементы росписи.
Развивающая:
- Развивать чувство цвета, чувство ритма, умение красиво располагать узор на объемной форме.
Воспитательная:
- Вызывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающего мира и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Виды деятельности: изобразительная деятельность, двигательная, коммуникативная
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением жостовской росписи; документальный фильм «Жостовская роспись»; таблица с изображением элементов росписи; заготовки для росписи (подносы); гуашь, кисти, салфетки, непроливайки с водой.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме.
Ход ОД
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Вводная часть |
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся страна наша - земля мастеров. Все может человек, превратить дерево в терем, камень - в украшение, глину – в посуду или затейливую игрушку, железо – в подносы и самовары, необычайной красоты.
Жил да был на свете мастер. Он был очень трудолюбив и делал изумительные подносы. И вот случилось чудо, принес как – то ветер к его избушке два цветка. Один с северной стороны, а другой с южной.
Пригляделся мастер к цветам, а они были необычайной красоты.
- Какой цветок относится к южной стороне?
- А какой к северной?
Посадил цветы мастер у себя дома. Но не знал, что они были волшебные. В первую же ночь, уснул мастер, цветы превратились в девиц – мастериц на все руки. И пока мастер спал, мастерицы расписали все его подносы.
А под утро снова превратились в цветы. Проснулся мастер и чуду надивиться не может. Кто же так поработал? Но заметил, что на листьях у цветов осталась краска и догадался кто ему помог.
Попросил мастер у цветов, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Взмахнули они своей шапочкой – разлетелись их лепестки и тут же превратились в яркие узоры на подносах невиданной красы. Цветы сотворили чудо, и разлетелись в разные стороны, а память о них осталась. |
Ответы детей.
Ответы детей.
|
- Ребята, посмотрите, в нашей группе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
- Ребята, а давайте посмотрим, какие лепестки обронил красный цветок, а какие голубой?
- Смотрят люди на подносы и сами создают красоту.
- Ребята, а какие цветы вы здесь узнали?
- Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
- Правильно! Изготавливаются подносы из железа, штампуются и покрываются черным лаком, но могут быть и красного, зеленого, желтого и синего цветов.
- А как украшены подносы?
- Ребята, а как называется роспись, которой украшены подносы?
- Правильно, ребята - Жостовская роспись.
- Давайте, мы познакомимся с жостовской росписью поближе. |
Дети рассматривают иллюстрации жостовской росписи
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
II. Основная часть |
Показ документального фильма «Жостовская роспись» |
Дети смотрят фильм. |
- Ребята, даже композитор Пётр Ильич Чайковский, используя нежные интонации, сочинил музыку «Вальс цветов». |
|
Звучит музыка «Вальс цветов» |
|
- Какое настроение у вас появилось, глядя на эти подносы и слушая музыку?
- Что бы вам хотелось сделать?
Физкультминутка «На лужке»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты — ромашка, я — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки,
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться!
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Три, четыре - взмах руками, ноги шире!
Раз, два, три, четыре, пять!
Стали бегать и скакать |
Ответы детей
Ответы детей
Взялись за руки, построились в круг
Ходьба по кругу
Бег по кругу
Ходьба по кругу
Наклоны вперед
Поднимаются на носки
Глубокий вдох
Прогнулись, руки вверх
Махи руками
Прыжки на месте |
Немало надо потрудится, чтобы так изящно расписать поднос. В рисовании жостовского букета есть свои правила:
Красивый букет начинают с большого цветка, на маленьком подносе он один, на большом несколько.
Затем добавляют цветы поменьше и другого цвета; бутоны, листья.
Последними наносят мелкие детали, которые прорисовываются тонкой кистью: травинки, мелкие цветы, оживка, кайма.
А теперь познакомимся с Азбукой кистевых мазков: плоский мазок, «запятая», «зигзаг», «в плоскости» |
Дети выполняют мазки на бумаге. |
Ребята, мастер не успел расписать подносы. Мы поможем ему?
Но для начала, подготовим наши пальчики. |
Ответы детей |
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки –
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик. |
Кисти рук находятся в исходном положении.
Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон.
Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.
Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. |
Воспитатель раздает заготовки подносов. |
|
- На своих подносах, ребята, попробуйте нарисовать элементы росписи, которые вам понравились. |
|
|
Самостоятельная работа детей |
По мере надобности воспитатель помогает, советует как сделать лучше и правильнее. |
|
- Какие вы все молодцы! Все старались! У вас получились красивые подносы! |
Дети показывают свои подносы |
III. Заключительная часть |
- Молодцы ребята, все постарались, теперь и наши подносы будут украшать нашу группу.
- А теперь давайте еще раз вспомним как мы с вами расписывали поднос |
Ответы детей |
21 октября 2024 в 19:52
|