|
Конспект занятия «Воздух... Какой он?»
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
- Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
1) Практические (эксперименты, опыты);
2) Наглядные (рассматривание картин);
3) Словесные (вопросы, пояснения, выводы).
Материалы и оборудование: Использование ИКТ, стакан, салфетка, полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, 2 свечки, спички, трубочки для коктейля, гуашь, воздушные шарики.
Демонстрационный материал: Карточки - символы, картины «Город».
Раздаточный материал: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, веер, по 1 карточке 2 цветов - зеленая и красная.
Предварительная работа: Просмотр презентации, рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда», рисование на тему: «Как человек использует воздух», чтение: «Ветер и солнце» (Ушинский К.Д.), «Добрый воздух» (Ирис Ревю), разгадывание загадок. Игровая деятельность: «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Движения на ветру»
Словарь: Лаборатория, кислород, углекислый газ.
Возраст: 6-7 лет
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Вводная часть |
Здравствуйте, ребята! |
Дети здороваются |
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию «Хочу все знать».
- А что такое лаборатория?
- Правильно, ребята. Лаборатория - это помещение в котором работают ученые, там много приборов для опытов и исследований. И вот сегодня, мы как настоящие ученые - исследователи будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Чтобы понять, что мы сегодня будем исследовать, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
- Правильно, ребята! Это воздух.
- И нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. |
Ответы детей.
Ответы детей |
|
Дети шагают по кругу, затем идут до столов. |
II. Основная часть |
1 -й опыт «Поймать воздух»
- Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите что в нем?
- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы надуем пакет, закрутим его. Что произошло с пакетом?
- Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?
- Пакет опять стал пустым. Какой вывод мы можем сделать?
- Воздух не имеет формы. |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
2 - й опыт «Легкий воздух»
- На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? Что вы видите?
- Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух легче воды |
Ответы детей.
Ответы детей. |
3 - й опыт «Сухой из воды»
-Для следующего опыта нам понадобится стакан, салфетка и чашка с водой. Ребята, посмотрите, есть ли что - нибудь в стакане?
- А как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
- Хорошо, давайте проверим. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду. Что мы видим? Попала ли вода в стакан?
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить?
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Воздух занимает место |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
Физкультминутка «Воздушный шар»
Мы весело и дружно
Надуем шар воздушный.
Шарик красный, шарик синий
Надуваем сильно-сильно.
Вдох-выдох, выдох-вдох,
Улетел наш шарик – «ОХ»! |
Дети маршируют
Делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик
Делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя
Делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом |
- Молодцы ребята, а теперь продолжаем наши эксперименты. |
Дети встают вокруг стола |
4 - й опыт «Имеет ли воздух вес?»
- На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что произошло?
- Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней происходит?
- Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?
Что внутри игрушки?
Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода. |
Дети рассматривают предметы.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
5 - й опыт «Ветер»
- Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
- Для того чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете?
- Какой мы сделаем из этого вывод?
Вывод: Ветер - это есть движение воздуха |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
6 - й опыт «Чистый воздух»
- Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вокруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них накрываю стаканом. Что произошло?
- Почему погасла свеча в банке?
- Свеча быстро потухла, потому что перестал поступать чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха. Давайте понюхаем, что осталось в стакане. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
- Предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением мегаполиса и деревни в лесу. Как вы думаете где воздух чище? |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
|
Дети рассматривают картинки |
- Что в нашей жизни загрязняет воздух?
- Что нужно делать чтобы воздух оставался чистым?
- На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливают дорожки, тротуары; проветривают помещения, протирают пыль; сажают деревья, кусты, цветы. Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух и полезней для человека и его здоровья. |
Ответы детей.
Ответы детей. |
Физкультминутка «Деревья»
Ветер тихо клен качает -
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон -
Зашумел листвою клен.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп.
Раз сюда, два туда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Руки к верху все подняли.
Раз, два, раз, два -
Заниматься нам пора. |
Наклоны вправо, влево.
Машут расслабленными руками.
Топают ногами
Хлопают в ладоши справа и слева от себя
Поворачиваются вокруг себя
Приседание
Поднимают руки наверх
Делают глубокий вдох выдох |
- Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес?
Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу?
- Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
III. Заключительная часть |
- А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 облачка. Одно голубое и одно серое. Если я буду делать ошибки - поднимайте серое облачко, а если правильно - голубое облачко. Будьте внимательны.
- Воздухом дышат люди и животные.
- Воздух - это вещество, не имеющее цвета.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Человек может жить без воздуха.
- Воздух тяжелее воды.
- Воздух нельзя почувствовать.
- Воздух не имеет формы.
- Молодцы ребята, хорошо поработали!
- До свидания! |
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети прощаются |
21 октября 2024 в 19:08
|