Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Конспект занятия «Воздух... Какой он?»

Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования;

- Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

- Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения;

- Воспитывать у детей  навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы:

1) Практические (эксперименты, опыты);

2) Наглядные (рассматривание картин);

3) Словесные (вопросы, пояснения, выводы).

Материалы и оборудование: Использование ИКТ, стакан, салфетка, полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, 2 свечки,  спички, трубочки для коктейля, гуашь, воздушные шарики.

Демонстрационный материал: Карточки - символы, картины «Город».

 

Раздаточный материал: трубочки для коктейля, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, веер, по 1 карточке 2 цветов - зеленая и красная.

Предварительная работа: Просмотр презентации, рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулке за ветром, беседы: «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда», рисование на тему: «Как человек использует воздух», чтение: «Ветер и солнце» (Ушинский К.Д.), «Добрый воздух» (Ирис Ревю), разгадывание загадок. Игровая деятельность: «Чей ветерок сильнее», «Пузырь», «Воздушные шары», «Не урони облако», «Движения на ветру»

Словарь: Лаборатория, кислород, углекислый газ.

Возраст: 6-7 лет

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию «Хочу все знать».

- А что такое лаборатория?

- Правильно, ребята. Лаборатория - это помещение в котором работают ученые, там много приборов для опытов и исследований. И вот сегодня, мы как настоящие ученые - исследователи будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Чтобы понять, что мы сегодня будем исследовать, отгадайте загадку:
Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём. 

- Правильно, ребята! Это воздух.

- И нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети шагают по кругу, затем идут до столов.

II. Основная часть

1 -й опыт «Поймать воздух»

- Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите что в нем?

- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы надуем пакет, закрутим его. Что произошло с пакетом?

- Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?

- Пакет опять стал пустым. Какой вывод мы можем сделать?

- Воздух не имеет формы.

 

Ответы детей.

 

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

2 - й опыт «Легкий воздух»

- На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. 
-Что происходит? Что вы видите?

- Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Воздух легче воды

Ответы детей.

Ответы детей.

3 - й опыт «Сухой из воды»

-Для следующего опыта нам понадобится стакан, салфетка и чашка с водой. Ребята, посмотрите, есть ли что - нибудь в стакане?

- А как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

- Хорошо, давайте проверим. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду. Что мы видим? Попала ли вода в стакан?

 -Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить?
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

- Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Воздух занимает место 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Физкультминутка «Воздушный шар»

Мы весело и дружно

Надуем шар воздушный.

Шарик красный, шарик синий

Надуваем сильно-сильно.

Вдох-выдох, выдох-вдох,



Улетел наш шарик – «ОХ»!

Дети маршируют

Делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик

Делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя

Делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом

- Молодцы ребята, а теперь продолжаем наши эксперименты.

Дети встают вокруг стола

4 - й опыт «Имеет ли воздух вес?»

- На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

 

- Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что произошло?

- Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней происходит?

- Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины?

Что внутри игрушки?

Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Дети рассматривают предметы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

5 - й опыт «Ветер»

- Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

- Для того чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете?

- Какой мы сделаем из этого вывод?

Вывод: Ветер - это есть движение воздуха

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

6 - й опыт «Чистый воздух»

- Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вокруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них накрываю стаканом. Что произошло?

- Почему погасла свеча в банке?

- Свеча быстро потухла, потому что перестал поступать чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха. Давайте понюхаем, что осталось в стакане. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

- Предлагаю вам рассмотреть картинки с изображением мегаполиса и деревни в лесу. Как вы думаете где воздух чище?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети рассматривают картинки

 - Что в нашей жизни загрязняет воздух?

- Что нужно делать чтобы воздух оставался чистым?

- На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливают дорожки,  тротуары; проветривают помещения, протирают пыль; сажают деревья, кусты, цветы. Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух и полезней для человека и его здоровья.

Ответы детей.

Ответы детей.

Физкультминутка «Деревья»

Ветер тихо клен качает -

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон -

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп.

Раз сюда, два туда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз, два, раз, два -

Заниматься нам пора.

Наклоны вправо, влево.

Машут  расслабленными руками.

Топают ногами

Хлопают в ладоши справа и слева от себя

Поворачиваются вокруг себя

Приседание

Поднимают руки наверх

Делают глубокий вдох выдох

- Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес?

Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу?


- Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

III. Заключительная часть

 - А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 облачка. Одно голубое и одно серое. Если я буду делать ошибки - поднимайте серое облачко, а если правильно - голубое облачко. Будьте внимательны. 
- Воздухом дышат люди и животные.

- Воздух - это вещество, не имеющее цвета.

- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- Человек может жить без воздуха.

- Воздух тяжелее воды.

- Воздух нельзя почувствовать.

- Воздух не имеет  формы.

- Молодцы  ребята, хорошо поработали!

- До свидания!

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети прощаются

21 октября 2024 в 19:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.