Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»»

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.

 Задачи:

  1. Учить детей понимать и запоминать средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
  2. Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Развивать умение понимать смысл произведения, понимать «намек сказки».
  4. Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места; обсуждать нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки.

 Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Методы и приёмы: Чтение, беседа, пересказ по частям, объяснения, указания, показ наглядного материала, игра - драматизация, проблемный вопрос, рассматривание. Постановка системы перспектив, мотивация деятельности, предположение и прогнозирование.

 Предварительная работа: Картинки с изображением животных и птиц. Чтение рассказов и сказок о животных и птицах.

 Оборудование и материалы:

 Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (слайды с изображением иллюстраций к сказке), следы

 Раздаточный материл: атрибуты для инсценировки (маски журавля и лисы, картуз для журавля, фартук для лисы, тарелка и кувшин,

Словарная работа: Куманек, потчевать, заманчивый, с ухмылкой, с усмешкой, не солоно хлебавши. 

 Воспитатель обращает внимание детей на следы (следы, расположены на полу, а на них, написаны загадки о лисе и птице).

- Смотрите перед нами чьи - то следы, они ведут нас в разные стороны, к домикам которые отличаются друг от друга. Чтобы узнать, кто здесь живет, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах. (Воспитатель читает, дети отгадывают)

Эта птица длиннонога

Ходит, ходит по болотам

Она хочет съесть лягушку

Пучеглазую квакушку (журавль)

Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра (Лиса)

-Ребята, как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? (предположения детей). Не могут. А где бы они могли подружиться? (предположения детей). Конечно, в сказке. Как называется сказка? Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку, а вы внимательно послушайте (прочитать сказку)

Физкультминутка

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

Ответьте на мои вопросы:

-Вам понравилась сказка?

-С кем подружилась Лиса?

-Почему лиса решила позвать журавля в гости? (ответы)

-Как приглашала Лиса Журавля в гости?

-Как вы понимаете слова «званый пир»?

- Чем лиса потчевала журавля? (кашей)

-Съел журавль угощенье лисы? (нет). Слизала лиса кашу, а журавль остался голодным.

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе). Повторите: «Ну, спасибо, кума, и на этом!» (дети повторяют с нужной интонацией)

-А как журавль лису приглашал в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой).

-Чем угощал Журавль Лису?

-Смогла лиса попробовать угощение? (нет)

-Почему Лиса ушла от Журавля голодной?

-Что значит не солоно - хлебавши?

-Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется»

-Как мог поступить Журавль?

-Бывает ли, что дети ведут себя как Лиса и Журавль?

 Физкультминутка

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

 

- Вам запомнилась сказка?

- Кто начнет пересказ? (1, 2, 3 - заканчивает)

- Каким дети передали голос лисы? А журавля? Абсолютно точно!

- Какие слова из сказки дети старались не пропустить?

- Какие необычные слова дети забыли использовать в своем пересказе? (потчует, куманек, не обессудь, не солоно хлебавши)

А теперь мы поиграем в сказку!

Кто будет журавлем? Кто лисой?

(драматизация отрывка: «лиса пришла к журавлю»)

 Рефлексия: 

- Вам понравилась сказка?

- Чему журавль научил лису? (не хитрить, не обижать друзей, поступать с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой, потому что, как аукнется, так и откликнется)

20 октября 2024 в 18:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.