Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»
Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи для младшей группы«ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: развивать внимание, формировать умение выделять признаки предмета. Ход. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основанием для выделения такой группы являются общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек. Воспитатель: «Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны. Подойдите ко мне только дети в белых носочках! Подпрыгните, дети с синими флажками! Покружитесь, девочки с красными флажками!» «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на основные признаки. Ход. Воспитатель предлагает вниманию детей 3-4 игрушки. Дети называют их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас будет рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка. Вначале следует указывать на один-два признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех. «ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ?» Цель: формировать умение составлять текст описания. Ход. Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч, — дает описание: — Он круглый, синий, с желтой полосой». Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему: «Это мяч. Он какой?» «КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ?» Цель: формировать умение выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки. Ход. Воспитатель: «Сегодня у вас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят о ней. Сейчас вы должны будите сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать вам флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. При затруднении воспитатель напоминает, о чем еще можно сказать, на-пример: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т. п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
«ЧТО НАПУТАЛ МИШКА?» Цель: формировать умение находить ошибки в описании и исправлять их. Ход. В гости к детям приходит Мишка со своим другом Утенком. Мишка хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их. «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ» Цель: формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их. Ход. Воспитатель раздает детям по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку. «КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ» Цель: формировать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ход. Воспитатель называет или показывает детям животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку. «ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ» Цель: формировать умение использовать в речи глаголы. Ход. Воспитатель задает детям вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд. Например: что можно делать в лесу? — гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать; что можно делать на реке? — купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу; что делают в больнице? —лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы; что делают в магазине? — покупают, продают, взвешивают, упаковывают. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель: формировать умение подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. Ход. Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (стала умываться). Коля оделся и... (побежал гулять). Он замерз и... (пошел домой). Зайчик испугался и… (убежал, спрятался). Ира обиделась и… (заплакала). Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения. «ОБЪЯСНИ МАШЕ» Цель: формировать умение строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу. Ход. Воспитатель от имени куклы Маши, называет предметы на картинках и ошибается. Дети ее исправляют, например: «Это не помидор, это репа. Она желтая». «ВСТАНЬ В КРУГ» Цель: формировать умение составлять коллективное описание игрушки. Ход. Воспитательвносит в комнату новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это воспитатель) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки. «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ» Цель: формировать умение составлять коллективное повествование. Ход. Воспитатель говорит детям, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепится сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ» Цель: формировать умение составлять рассказ по заданной схеме с помощью воспитателя. Ход. Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному. Воспитатель: «Мама купила Алеше… Она была… Алеше захотелось… Тут пришел… Они стали…» «На клумбе росли... Они были... Таня взяла... и стала...У Светы заболел... Пришел… Он… Света… Решил щенок. Тут пришел… и спрашивает... Щенок отвечает... Тогда котенок сказал… И стали они… взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате. «ТЕРЕМОК» Цель: формировать умение составлять описание игрушек. Ход: Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Воспитатель берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок. Ребенок: Кто-кто в теремочке живет? Воспитатель: Я — мышка-норушка. А ты кто? Ребенок: Я—лягушка-квакушка. Воспитатель: А ты какая? Расскажи про себя. Ребенок: Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю. В начале инсценировки воспитатель может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я—серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!» В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке. Воспитатель может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми. Примеры некоторых сюжетов для игр-инсценировок даются ниже. «ЗАКОНЧИ» Цель: формировать умение логично выстраивать сюжетную линию повествования. Воспитатель начинает читать рассказ, дети заканчивают фразы. Ниже приведены возможные варианты текстов. «Как Галя испугалась гусей» Воспитатель: Галя приехала к бабушке в деревню. Один раз она гуляла недалеко от реки. Галя рвала… (Цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что сзади кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела… (большого гуся). Она… (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает… (Я испугалась гуся. Он был такой большой, с длинной шеей, красным клювом. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть). Бабушка… (успокоила Галю). Если ребенок в рассказе опускает описание гуся, можно от имени бабушки спросить, какой был гусь. «Как козленок испугался грома» Воспитатель: Жил-был... (козленок). Он любил… (гулять и щипать травку). Один раз… (он пошел на лужок). Вдруг… (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). Козленок испугался и... (задрожал). Тут идет... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спросила… (Почему ты так дрожишь?) Козленок ответил... (Я боюсь грома и дождя). Девочка сказала… (Не бойся! Дождь скоро кончится). Она укрыла козленка под зонтиком. «Как котенок потерялся» Воспитатель: Пошел Ваня с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел… (бабочку, побежал за ней и отстал от Вани). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает… (Что ты здесь делаешь?) Котенок отвечает… (Я пошел гулять с Ваней. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один). Девочка… (взяла котенка с собой). Она… (отнесла его Ване). Если на вопрос «Что ты здесь делаешь?» ребенок отвечает одним предложением, его нужно спросить, что случилось с котенком. «Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку» Воспитатель: Папа купил Леше рыбку. Она была… (желтая, с красным хвостиком) и плавала в большой банке. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался... (кот Васька). Он... (запрыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Кот хотел... (съесть рыбку). Тут при-шел Леша и... (прогнал кота). На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку… (У меня есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить рыбку. Я его прогнал). «Как у Светы улетели воздушные шары» Воспитатель: У Светы были воздушные шарики. Она любила с ними гулять. Один раз, когда Света шла с шариками но улице, поднялся сильный ветер. Он вырвал из рук Светы шарики, и они улетели. Свете стало жалко шарики, и она заплакала. Мимо пробегал маленький… (зайчик). Он… (спросил у Светы: «Почему ты плачешь?»). Света рассказала... (У меня были шарики. Я гуляла с ними. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели). Зайчик успокоил девочку. Он сказал… (Не плачь! Я угощу тебя морковкой). Потом они стали… (весело играть). 12 октября 2024 в 18:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.