Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»
Консультация для воспитателя «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных. Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам. Сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе. При формировании готовности к сотрудничеству педагог обязательно должен учитывать возраст детей: • младшая группа – педагог обучает детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели в различных видах деятельности. • средняя группа – педагог обучает детей способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов; развивает навыки контроля; организует детей в микрогруппы по 2-3 человека. • старшая группа – педагог обучает детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; обучает планированию предстоящей деятельности; развивает контроль, самоконтроль, самооценку; воспитывает ответственность за коллективный результат; организует деятельность в микрогруппах по 3-4 человека. • подготовительная группа – педагог обучает детей самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, включая задания во всех видах занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности; организует микрогруппы, состоящие из 4-6 человек по выбору детей. Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия» и другие. В течение дня неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: установление доверительного контакта друг с другом; умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других; развитие мимики и пантомимики; развитие наблюдательности. Таким образом, формирование навыков сотрудничества становится возможным благодаря взрослому, т.е. нам с вами, при правильной организации совместной деятельности и игр. Игры на сплочение и знакомство детского коллектива, на разогрев и организацию группы, снижение напряженности Перекличка - путанка (для детей с 4 лет) Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. Передай движение по кругу (для детей с 4 лет) Цель: развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому Невербальное приветствие (для детей с 4 лет) Цель: разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения. Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия. «Здравствуйте!» по очереди (для детей с 5 лет) Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу. Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!», Приветствие с колокольчиком (для детей с 5 лет) Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад. Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка. Разные, но похожие(для детей с 5 лет) Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания. Взрослый говорит: - Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи. Фруктовый салат (для детей с 5 лет) Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности, усиления концентрации внимания. Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие сидящие в круге по очереди, повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый «назван фруктом». Для лучшего запоминания можно раздать карточки с изображениями фруктов. Ведущий встает в центре круга и выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все «апельсины» должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из свободных мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Лицом к лицу (для детей с 5 лет) Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания. Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия. Привет! Как твои дела? (для детей с 6 лет) Цель: сближение участников, установление дружеских отношений, развитие кооперации, активизация внимания Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно. Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно» Я сегодня вот такой (для детей с 6 лет) Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!» 14 ноября 2023 в 20:03
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация для воспитателя «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» Описание файла:Файл называется: konsultacija-kak-nauchit-detei_ma563.docx Это официальный файл организации «Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»», в нём содержится Консультация для воспитателя «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Размер файла: 0,1 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.