Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Технология исследовательской деятельности в ДОУ.

Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей, учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.

Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.

Исследование – это бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. Исследование – это творчество в чистом виде.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

1. Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

3. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

4. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

6. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

7. Стимулировать желание детей, экспериментировать.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно- исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:

• эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;

• наблюдения;

• опыты и эксперименты;

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

• проектная деятельность познавательно – исследовательского характера.

Хотелось бы особенно уделить внимание на роль наблюдения в исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Результативность наблюдения так же обеспечивается использованием в работе приема сравнения, поэтому предлагаю детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное.

При организации наблюдения необходимо задавать вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.

Основные методы исследовательской деятельности – это экспериментирование. Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка- дошкольника.

Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию можно проводить со 2-й младшей группы. Дети раннего, младшего возраста с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Во второй младшей группе дети могут освоить действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Познакомиться со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. Узнать об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим. В средней группе можно знакомить детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода). Так же с детьми 4-5 лет можно исследовать и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, можно пробовать делать пену и пр. В средней группе можно начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Исследовать состав почвы, сравнивать свойства песка, и глины. Узнавать и расширять представления о свойствах воды и воздуха, их значении, о видах и свойствах тканей, узнали о свойствах магнита и увеличительного стекла.

В процессе экспериментирования необходимо стимулировать детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививать детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.

Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью можно проводить родительские собрания, консультации, на которых попытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, можно провести анкетирование родителей. Так же, можно разработать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Можно создать рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Так же привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Проанализировав результаты педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

25 апреля 2023 в 21:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.