Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Мастер-класс «Интеллект-карта»

Цель: Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на примере интеллект-карты «Театрализованная деятельность».

Ход мастер-класса

1 часть. Теоретическая.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я продемонстрирую метод интеллект - карт, который можно использовать в дошкольной образовательной деятельности, он является методом, обеспечивающим высокую познавательную активность детей, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

d643679ef15b715da9e90b1197b5246f.jpg

1 слайд

Тема: «Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании»

2 слайд

Интеллект - карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

3 слайд

Мыслительную карту (от англ. Mind Maps) — переводится, как карта ума, умственная карта, ментальная карта или интеллект-карта) придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т. Бьюзен в 60—70-х гг. XX в. Его интересовала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга.

4 слайд

  Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

  Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

 5 слайд

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

   привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

  запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

  своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

  творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

  возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

6 слайд

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

   Главная идея обводится в центре страницы.

   Лист располагается горизонтально.

   Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

   Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

   Каждая мысль обводится.

  В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

  Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

 7 слайд

Использование интеллект- карт.  

Первое направление.

Сбор материала о предмете или объекте.

  Создание интеллект – карты в ходе  обсуждения предмета или темы.

  Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развивается мышление.

  Работа проводится индивидуально, по подгруппам, парно.

8 слайд

Второе направление. Закрепление и обобщение материала.

  Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

  Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.

  Работа проводится, индивидуально, по подгруппам, парно.

9 слайд

Третье направление. Развитие связной речи.

Составление  и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно,  словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

10 слайд

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Вашему вниманию, уважаемые коллеги, я хочу представить интеллект-карту на тему «Театрализованная деятельность».

Театрализованную игру можно разделить  на две группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров: настольный; стендовый; театр на  руке; верховые куклы; напольные куклы; театр «живой куклы». Их можно поделить на существующие виды.

faf49dee90888cc8053b80e87cf97eb0.jpg

2 часть. Практическая часть по составлению интеллект - карт участниками мастер-класса.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам попытаться создать интеллект-карты  на следующие темы:

1. «Семья», с последующим составлением рассказа по развитию связной речи.

2. «Животные», по познанию окружающего мира.

3. «Книга», по предметному окружению.

После создания, вам необходимо будет представить свою работу.

Разделимся на три группы.

Не забывайте о правилах создания карты. На слайде образец выполнения интеллект-карты.

7bd63a815227b2812bc125a17d4460ac.jpg

Уважаемые коллеги, мы сейчас с вами попробовали, создать интеллект-карту.  И мы видим, что она помогает наглядно запомнить всю информацию.

Спасибо за внимание! 

25 апреля 2023 в 21:13

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер-класс «Интеллект-карта»

Описание файла:

Файл называется: metod-intelekt-kart_tj1h3.pptx

Это официальный файл организации «Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»», в нём содержится Мастер-класс «Интеллект-карта».

Размер файла: 1,99 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.