|
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в старину».
Тема НОД: «Путешествие в старину»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создавать условия для ознакомления с бытом русской избы и традициями русского народа.
Задачи:
закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре;
развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;
воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, инсценирование потешек, русская народная игра.
Материалы и оборудование: изображение русской избы с предметами быта печь, лавки, стол, старинная посуда; аудиозаписи русских народных песен; атласная ленточка; русский народный костюм для хозяйки и детей; кукла; деревянные ложки и тарелки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; разучивание частушек поговорок, загадок, народных игр; чтение русских народных сказок.
Ход НОД
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
I. Вводная часть |
Звучит негромкая русская народная музыка. |
Дети стоят около воспитателя. |
- Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Для этого, давайте скажем: «Вокруг себя три раза повернись и в старинной русской избе ты очутись!»
- Ребята давайте с вами поздороваемся, как на Руси здоровались.
- «Здраве буде»
- Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком. А чтоб лучше понять, куда мы с вами попали, мы посмотрим фильм, который я для вас приготовила. |
Дети здороваются. |
Показ видеофильма русская изба. |
Дети смотрят фильм. |
II. Основная часть |
- Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами.
Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались.
В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
Полы в комнате были деревянные. На полу стелили дорожки. Наверху находятся деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше! |
|
Звучит музыка. |
Дети подходят к воспитателю. |
- А в русской избе живет мальчик Ванечка. Мы пришли к нему в гости давайте посмотрим, как проходит его день. А где же Ванечка? Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.
«Ваня-Ванечка, проснись,
Да с кроватки ты спустись
Слышишь, крикнул петушок,
Просыпайся мой дружок.
Вот проснулся петушок, встала курочка.
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись».
- Выходи, водица! Мы пришли умыться.
- Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
- Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?
«Ладушки, ладушки.
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу.
Кашу поели.
Шу! – полетели!
На головку сели,
Сели – посидели
Прочь улетели! Да!»
- Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу. Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.
« Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка – малашка,
Кашку мы сварили –
Ваню накормили».
«Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,
Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку
Это ложка для тебя.
Расти большой, вот такой!»
- Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в кроватку и споем ему колыбельную.
«Баю-баюшки-баю,
Баю Ванечку моего
Приди, котик, ночевать
Нашего Ванечку кочать,
Нашего Ванечку качать,
Качать, прибаюкивать
Спи, усни,
Угомон тебя возьми
Баю-баюшки-баю.
Баю Ванечку моего». |
Подходят к кроватке.
Дети умывают куклу и проговаривают потешку.
Ответы детей.
Хором поют и инсценируют песенку « Ладушки».
Дети берут ложки и плошки.
Дети кормят куклу.
Поднимают куколку вверх.
Дети качают люльку и поют колыбельную. |
- А пока Ваня спит, давайте внимательно помотрим, что есть в нашей горнице (какая утварь) то есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать.
«Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская…» (изба).
«Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней «(печь).
«Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт». (ухват).
«Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра». (коромысло).
«Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит». (чугунок).
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник». (самовар).
«Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят». (лапти). |
Дети садятся.
Ответы детей. |
- В русской избе все крутилось вокруг печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.
«Печь нам мать родная!»
«Без печи хата не хата»
«Добрая то речь, что в избе есть печь».
- К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы ягоды, рыбу. На печи грелись так и говорили: «Лежи на печи да ешь калачи!» Но лежать можно было только после тяжелого рабочего дня. Да когда все к зиме готово.
- В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки. И пели веселые частушки.
После того как все осенние работы были завершены русский народ любил петь, танцевать да поиграть. Ребята, а вы любите играть? Давайте и мы с вами в русскую народную игру поиграем! |
Ответы детей. |
Проводиться русская народная игра «Вышел Ваня погулять» |
«Ваня» идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:
«Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать»
(Дети останавливаются)
«Поклонись, поклонись»
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
«Да за ленточку держись».
«Ваня»: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая».
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.) |
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, что-то мы загостились. |
Дети произносят слова. |
III. Заключительная часть |
|
- Закончилось наше путешествие в старину, где мы узнали много интересного.
- Ребята, что нового вы узнали?
- Вот так и жили на Руси наши предки, мы должны помнить обычаи, старинные праздники, знать русские народные поговорки, пословицы, загадки, песни, хороводы. Всем этим так богата наша русская земля! |
Ответы детей. |
Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени» |
|
13 февраля 2018 в 20:21
|