Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в старину».

 Тема НОД: «Путешествие в старину»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с бытом русской избы и традициями русского народа.

Задачи:

 закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре;

 развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;

 воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, инсценирование потешек, русская народная игра.

Материалы и оборудование: изображение русской избы с предметами быта печь, лавки, стол, старинная посуда; аудиозаписи русских народных песен; атласная ленточка; русский народный костюм для хозяйки и детей; кукла; деревянные ложки и тарелки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта; разучивание частушек поговорок, загадок, народных игр; чтение русских народных сказок.

Ход НОД

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит негромкая русская народная музыка.

Дети стоят около воспитателя.

- Добро пожаловать! С хлебом – солью вас встречаем в светлу горенку приглашаю. Сегодня, я приглашаю вас, отправится в старину. Для этого, давайте скажем: «Вокруг себя три раза повернись и в старинной русской избе ты очутись!»

- Ребята давайте с вами поздороваемся, как на Руси здоровались.

- «Здраве буде»

- Что означает, будьте здоровы. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком поговорим ладком. А чтоб лучше понять, куда мы с вами попали, мы посмотрим фильм, который я для вас приготовила.

Дети здороваются.

Показ видеофильма русская изба.

Дети смотрят фильм.

II. Основная часть

- Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались избами.

Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались.

В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Полы в комнате были деревянные. На полу стелили дорожки. Наверху находятся деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

Звучит музыка.

Дети подходят к воспитателю.

- А в русской избе живет мальчик Ванечка. Мы пришли к нему в гости давайте посмотрим, как проходит его день. А где же Ванечка? Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ваню разбудим.

«Ваня-Ванечка, проснись,

Да с кроватки ты спустись

Слышишь, крикнул петушок,

Просыпайся мой дружок. 

Вот проснулся петушок, встала курочка.

Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка.

Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись». 

- Выходи, водица! Мы пришли умыться.

- Водичка, водичка! Умой мое личико!

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток и кусался зубок.

- Ванечка умылся, поиграем с ним в ладушки?

«Ладушки, ладушки.

Где были? – У бабушки. 

Что ели? – Кашку.

Пили простоквашу. 

Кашу поели.

Шу! – полетели!

На головку сели,

Сели – посидели 

Прочь улетели! Да!»

 - Как вы хорошо поете и весело играете. Устали? Мы немножко отдохнем и сварим кашу. Ваню нашего накормим. Берите ложки и плошки.

« Варись, варись, кашка,

Варись, варись, малашка,

Кашка, кашка,

Кашка – малашка,

Кашку мы сварили –

Ваню накормили».

«Эта ложечка за мамочку, это ложечка за папочку,

Это ложечка за дедушку, Это ложечка за бабушку

Это ложка для тебя.

Расти большой, вот такой!»

- Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в кроватку и споем ему колыбельную.

«Баю-баюшки-баю,

Баю Ванечку моего

Приди, котик, ночевать

Нашего Ванечку кочать,

Нашего Ванечку качать,

Качать, прибаюкивать

Спи, усни,

Угомон тебя возьми

Баю-баюшки-баю.

Баю Ванечку моего».

Подходят к кроватке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети умывают куклу и проговаривают потешку.

Ответы детей.

Хором поют и инсценируют песенку « Ладушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут ложки и плошки.

Дети кормят куклу.

Поднимают куколку вверх.

Дети качают люльку и поют колыбельную.

- А пока Ваня спит, давайте внимательно помотрим, что есть в нашей горнице (какая утварь) то есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать.

«Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская…» (изба).

«Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней «(печь).

«Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт». (ухват).

«Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра». (коромысло).

«Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит». (чугунок).

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник». (самовар).

«Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят». (лапти).

Дети садятся.

Ответы детей.

- В русской избе все крутилось вокруг печки. Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.

«Печь нам мать родная!»

«Без печи хата не хата»

«Добрая то речь, что в избе есть печь».

- К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы ягоды, рыбу. На печи грелись так и говорили: «Лежи на печи да ешь калачи!» Но лежать можно было только после тяжелого рабочего дня. Да когда все к зиме готово.

- В те далёкие времена семьи у русских людей были большие, дружные. Вечером, после трудового дня, собиралась вся семья за столом, у самовара, пили чай, рассказывали друг другу сказки. И пели веселые частушки.

После того как все осенние работы были завершены русский народ любил петь, танцевать да поиграть. Ребята, а вы любите играть? Давайте и мы с вами в русскую народную игру поиграем!

Ответы детей.

Проводиться русская народная игра «Вышел Ваня погулять»

«Ваня» идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:

«Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать»

(Дети останавливаются)

«Поклонись, поклонись»

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

«Да за ленточку держись».

«Ваня»: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая».

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.)

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, что-то мы загостились.

Дети произносят слова.

III. Заключительная часть

 

- Закончилось наше путешествие в старину, где мы узнали много интересного.

- Ребята, что нового вы узнали?

- Вот так и жили на Руси наши предки, мы должны помнить обычаи, старинные праздники, знать русские народные поговорки, пословицы, загадки, песни, хороводы. Всем этим так богата наша русская земля!

 

Ответы детей.

Звучит музыка «Ах вы сени, мои сени»

 

13 февраля 2018 в 20:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.