Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование.

Тема НОД: «Золотая чаша».

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с историей промысла, особенностями хохломской росписи.

Задачи:

 формировать умение, выполнять узор в определенной последовательности (ягоды, цветы, листья, ветка, травка, капелька);

 развивать чувство цвета, ритма,  умение передавать колорит хохломы;

 воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: физкультминутка, рисование.

Материалы и оборудование: посуда с хохломской росписью, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен «Калинка», «По малину в сад пойдем».

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Золотая хохлома»; рассматривание изделий хохломской росписи.

Ход НОД

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит негромкая русская народная музыка. Воспитатель просит подойти детей. Обращает их внимание на предметы и картинки с хохломской росписью.

Дети подходят к воспитателю.

- Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

- А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ.

Дети садятся.

II. Основная часть

- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали: «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?» А они отвечали: «К нам приехала сама Золотая Хохлома!» Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

- А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

- Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

- Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера?

- Что мастера изображали на деревянной посуде?

- Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

Ответы детей.

Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки.

- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир: дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы!

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память.

- Вы хотите стать художниками? Прежде чем расписывать чаши, давайте немного отдохнем!

Ответы детей.

Физкультурная минутка «Алые цветы»

 

Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши алые цветки закрывают лепестки

Головой качают, тихо засыпают.

Дети выполняют движения по тексту.

Плавно поднимают руки вверх. Качание руками влево-вправо. Присели, спрятались.

Движение головой влево-вправо, ручки под щечки.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Хохлома, Хохлома,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

Дети садятся за столы.

Воспитатель выставляет образец своей работы, и показывает последовательность росписи чаши.

Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку.

III. Заключительная часть

Все работы выставляются на доске.

- Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось?

- Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома.

- Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках?

- Ребята вам нравятся?

- А что вам больше всего вам понравилось?

- Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи.

Стихотворение П. Синявского «Хохлома»

Хохломская роспись

Алых ягод роспись-

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей.

74f3468e6eb4e363d4a1b433949ca14e.jpg
13 февраля 2018 в 19:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.