Воспитатель Елисеева Елена Ивановна группы №1 «Бабочки»

Беседа «Трудно птицам зимовать»

 Тема беседы: «Трудно птицам зимовать».

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Задачи:

формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть  «братьев наших меньших»;

развивать представление детей о зимующих птицах;

воспитывать  интерес и  любовь к природе родного края, вызывать стремление беречь птиц, помогать им.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра.

Оборудование: картинки с изображением птиц, кормушки.

Предварительная работа: чтение стихотворений о зимующих птицах; просмотр развивающего видео «Зимующие птицы»; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Ход беседы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Дети сидят на стульчиках

- Ребята, совсем скоро зима вступит в свои права: подуют холодные ветра, будут сильные морозы, голые деревья скрипеть от холода, земля вся покроется снегом.

- Много ли птиц можно будет увидеть в природе?

- Что является причиной их малочисленности в зимнее время?

- Почему улетели в тёплые страны насекомоядные птицы (скворцы, соловьи)?

- Много ли корма находят птицы зимой?

- Запасы кормов в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц, в особенности насекомоядных, зима – очень тяжёлое время. С утра до вечера все они заняты поисками пищи. Пуховые тёплые “шубки” птиц защищают их от холода, но не от голода.

- А если наступит непогода? Ветры, метели, снегопады, изморозь, гололёд, пурга – занесёт, залепит снегом травы, деревья и кустарники, где можно отыскать семена и насекомых. И тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни, а зачастую – гибель! В суровые зимы из десяти синиц выживает только одна. Девять погибают от голода! Жалко?

Очень. Тогда надо спешить. Надо оказать помощь голодающим птицам. В это время они так нуждаются в помощи человека!




Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

II. Основная часть

Воспитатель зачитывает стихотворение

Н. Грибачевой  «Морозы»

Ну, морозы, ну, морозы,

Нос наружу – ой – ой – ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки - непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, не зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!»

Дети слушают стихотворение не перебивая воспитателя.

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережка: «Ладно!

Потерпи не долгий срок… »

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек.

Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать?

- Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся, менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Высказывания детей.

Физминутка

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети стоят и имитируют движения.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

- Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Дети слушают, сидя на стульчиках.

Дидактическая игра на внимание

 «Какой птички не стало?»

На доске — пять картинок с изображением зимующих птиц.  Воспитатель незаметно убирает одну картинку, и спрашивает детей «Какой птички не стало?»

Дети запоминают и закрывают глаза. По сигналу воспитателя открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

III. Заключительная часть

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Как мы можем помочь голодающим птицам?

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое! »

Ответы детей.

Ответы детей

9 декабря 2017 в 22:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.